Древний Египет за шесть дней. Январь 2021. Часть 1

Telderi

Преамбула. Обычно цены на авиабилеты на новогодние каникулы, мягко скажем, высоки. И нужно покупать билеты где-нибудь в августе, а лучше если и раньше. В этом же безумном 2020 году даже речи не было о том, чтобы что-то планировать заранее, а цены на перелеты не просто были высоки, а превзошли всякие разумные пределы. Оно и понятно: список стран, пускающих к себе туристов, достаточно ограничен, летающих авиакомпаний – едва ли не меньше. В общем, грусть-печаль. Мы с супругой мучительно думали: как же все-таки с пользой для себя покинуть эту салатно-водочную реальность и при этом не остаться без гроша в кармане. Остановились на неожиданном варианте: Египет. Да, для пляжного отдыха и снорклинга холодновато, зато для экскурсионки самое то. Да, я был уже в Египте пять с половиной лет назад в пакетно-обжорном туре в Хургаде и ездил на однодневную экскурсию в Луксор, которая мне категорически не понравилась: долго, жарко, многолюдно. Ну что ж. Вот и возможность окунуться в прелести Древнего Египта без отвлечения. В конце ноября взяли билеты Москва-Каир-Москва компанией Egypt Air с вылетом 31 декабря и возвратом 7 января за 483 USD на человека (с ума сойти, пятьсот баксов за вшивый Египет за перелет!). Таким образом, у нас было шесть полных дней в Египте. Планы построили грандиозные: пересечь всю страну от севера до юга и вернуться обратно в Каир.

В путь! Из Питера до Москвы и обратно добирались на обычном ночном двухэтажном поезде. Очень бюджетно и комфортно. В Москве до аэропорта Домодедово всегда добирался на аэроэкспрессе, а тут обнаружил, что каждый час с Павелецкого же вокзала ходит электричка за 156 руб (до 1 января 2021 – 144 руб) в одну сторону, которая по комфорту такая же как экспресс, а в пути всего на десять минут дольше. Разница в цене в три раза: и чего я раньше на ней не ездил?
Про авиакомпанию Egypt Air ничего плохого сказать не могу: вылеты прошли вовремя, самолеты хорошие(туда Боинг 777, обратно Эйрбас 330), кормят более чем нормально в условиях нынешнего ковидобесия: два больших сэндвича (с курицей и сыром), кекс, две мини-шоколадки, пакет сока и бутылка воды. На четыре часа лета — более чем.
Итак, в 20 с копейками часов 31 декабря 2020 года мы приземлились в Каире, быстро купили марку-визу за $25, штампанулись у пограничника и по привычке быстро вышли сквозь таможню в зал прилета (летели без багажа) и оп-ля… а тут нет ни банков для обмена валюты, ни стоек продавцов мобильной связи. Ой-ой. Нам надо обратно в зону выдачи багажа. С боем прорываемся туда сквозь таможню и службу безопасности, объясняя, что погорячились. Пускают с трудом, но все-таки убедили. Тут стоит сделать техническое отступление про валюту, мобильную связь и прочее, прочее, что важно будет вам в поездке. Итак,
Валюта. Египетский фунт. За пять с лишним лет курс упал более чем в два раза (что-то напоминает, не правда ли?) и сейчас составляет 15 с лишним фунтов за один доллар США. Менять есть смысл прямо в аэропорту, курс очень близок к официальному, мы меняли по 15.67. Грубо говоря, считали один фунт за пять рублей для удобства. К слову сказать, вечером 31 декабря в аэропорту работал всего один банк. Я поменял $500, чего нам более чем хватило на неделю. Справедливости ради, в городе потом не наблюдалось частных обменников совсем. Надо сказать, что обмен валюты в Египте – это путь в одну сторону, обратно с фунтов на доллары обмен не возможен, поэтому рассчитывайте свой бюджет.
В наличии купюры по 200, 100, 50, 20, 10 и 5 фунтов. Есть еще монета в 1 фунт. Удивило то, что даже в супермаркете и ресторанах часто округляют конечную сумму до 5 фунтов, причем даже в лучшую для вас сторону, видимо, не считаю пару фунтов за деньги. Про таксистов уж и не говорю, но это отдельная история.
Мобильная связь. Взяли Orange по тарифу 16 Гб плюс сколько-то там минут разговоров за 150 фунтов. Интернет 4G был нормальным и в Каире, и в Луксоре, и в Асуане и по всему пути между этими городами. Совсем не было связи на пути из Асуана в Абу Симбел, но там пустыня. В самом Абу Симбеле был уверенный H+.
Время. На час раньше московского.
Цифры. Совершенно необходимо выучить арабские цифры.

Это несложно, но очень пригодится, как минимум, для чтения ценников и определения номеров такси, которое приехало к вам по Uber.
Погода. На удивление, что в Каире, что в Асуане примерно одно и то же: днём +22+26, ночью +9+11, причем в Асуане и Луксоре ночью даже холоднее, а днём все-таки потеплее на пару градусов, чем в Каире. До 8 утра думаешь надо ли надевать куртку поверх свитера, а уже после полудня снимаешь и свитер, оставаясь в одной футболке. Солнце, никаких осадков. Идеальная погода для путешествия.
Язык. Связанные с туризмом владеют английским на хорошем уровне. Другой вопрос, что общаться с ними вы не особо захотите. Обычное население знает английский не лучше, чем в РФ. Приготовьтесь к тому, что большинство таксистов будут иметь весьма базовые знания на английском.
Транспорт. Метро Каира. Чисто ради академического интереса прокатились в метро (при низкой стоимости такси это не особо имеет смысл). Все-таки один из двух метрополитенов в Африке (второй — в Алжире), как такое упустить. Стоимость проезда варьируется от количества станций. На входе на станцию висит абсолютно понятная схема, по которой четко видно сколько надо заплатить денег за билет до станции куда вы едете: 5, 7 или 10 фунтов. Мы ехали от Гелиполиса до Докки – 7 фунтов. Подходите к кассе, протягиваете деньги, называете станцию, получаете разовой билет и сдачу, суете билет магнитной полосой вверх в дырдочку в турникете, загорается зеленый свет, с другой стороны турникета забираете свой билет, не теряете его, на выходе надо будет также засунуть в турникет. Метро чистое, удобное, понятное, вагоны современные. Все ужасы, которые про него пишут в интернете – чистой воды враньё. В середине поезда есть женский вагон, на случай если в часы пик женщина не хочет ехать с представителями местных жителей мужского пола.
Транспорт. Каир. Такси. Uber. Почему только Каир? Потому что в Луксоре Uber не работает. В целом, что сказать, убер как убер. Очень недорого. Единственный нюанс: если у таксиста нет сдачи (а такое бывает, конечно), даже пару фунтов – твердо скажите ему, чтобы он переместил сдачу на Uber Cash в приложении, эта сумма учтется вам при следующем заказе. Убер не отменяет наличие обычных таксистов в Каире, но мы с ними не связывались, за исключением поездки в Дахшур. Во-первых, это будет дороже и подразумевают выматывающий процесс торга, во-вторых машины у официальных такси сильно хуже по качеству, чем у водителей убер.
Транспорт. Такси. Carem. Местное приложение для вызова такси. Пользовались два раза в Луксоре. Работает крайне странно. После заказа вам тут же начинает звонить водитель и спрашивать: вы где? Хотя интерфейс приложения такой же как Uber и там видно где мы! Ну и приезжает таксист минут так через 15. Может это, конечно, особенность именно Луксора.
Транспорт. Поезда. Классических спальных поездов в нашем понимании в Египте нет, хотя от Каира до Асуана ехать почти 900 км и 12 часов. Точнее, есть туристический поезд Watania со спальными местами, выглядит он снаружи, мягко говоря, непрезентабельно, а билет стоит конских $80 за место от Каира до Асуана.

Российская ЖД по соотношению цена-качества тут впереди на порядок. В общем, не наш это вариант. Поэтому билеты заранее (дней за 10) покупаем на сайте египетских железных дорог, обязательно распечатываем (проводнику нужна бумажка!) и везем с собой. Никаких дополнительных телодвижений делать не надо: заходим в вагон, садимся на свои места, указанные в билете. Нюансов несколько. Первое: места при покупке назначаются автоматически и поменять их на сайте нельзя, но ни в коем случае не берите крайние места в вагоне, особенно первые: мало того, что рядом двери, дак еще и ноги вытянуть некуда. Хорошо, если будет куда пересесть, а если нет – будете страдать всю поездку. Второе: обязательно берите билеты на поезд типа «Special Service OD» и в класс вагона AC1 – это хорошие французские вагоны с огромными широкими откидывающимися сидениями по три ряда (2+1).

Это самый дорогой билет (от Каира до Асуана, например, 307 фунтов), но тут экономить точно не надо – это в четыре раза дешевле туристического поезда. Класс АС2 уже хуже по виду и там четыре ряда сидений (соответственно, сидения уже), а бывает еще GA2 – это вообще мясорубка. Поезда типа «Speed AC Spanish» по виду сильно хуже по качеству, вагоны явно старее. Третье: египтяне и чистота – вещи несовместимые. Поэтому, хоть вагоны французские и относительно не старые, но чехлы сидений могут быть уделаны грязью до такой степени, что даже дотронуться до них будет не приятно. Это не всегда так, у нас было в одном случае из трёх. Но лучше подготовиться – возьмите с собой легкий плед, который не займёт много места в чемодане и который вы просто постелите на сидение если что. Четвертое: температурный режим. Как следует из названия, вагоны имеют кондиционер. Не знаю как там летом, но в нашем случае они всю дорогу поддерживали в вагоне комфортную температуру +22+23 градуса. Неудобств не было. Пятое: туалеты. Ожидал лютый ад, однако, всё более-менее прилично. С каждым вагоном следует специальный уборщик, одетый в синий комбинезон, который поддерживает чистоту туалетов. Так что, если ездили в старых советских поездах, то ничего ужасного тут вас не ждет: практически всё то же самое. Шестое: найти свой поезд на вокзале в Каире – этот тот еще квест. Табло не работает, точнее на нем нет никакой информации по платформе, с которой отходит поезд. А платформ много. Приходится спрашивать у местных служащих в форме. Они охотно помогают, причем безвозмездно. В других городах сильно проще — платформ явно меньше. Как вывод: ехали две ночи (Каир – Луксор, Асуан – Каир) совершенно нормально отоспались в поезде.
Пропитание. Рестораны. Страна небогатая, поэтому с местами пропитания надо быть осторожнее. В хороших районах Каира, например, с этим проблем нет, но цены там кусаются. Старались подбирать рестораны, для «среднего класса», но с разумными ценами, в принципе это удалось. В среднем, ужин из второго мясного блюда плюс свежевыжатый сок нам обходился в 260 фунтов на двоих (от 220 до 330 фунтов). Вполне разумно.
Мы очень удачно нашли место пропитания недалеко от отеля в Каире в районе Докки (Dokki, Al Doqi): ресторан El Dahan (30.0556, 31.20426), недорого, быстро, чисто, очень вкусно. Где и питались все три дня в столице.
В Луксоре два раза ходили в знаменитую Sofra (25.6949, 32.6424), удобное расположение, но кухня послабже, рекомендовал бы только баранину.
В Асуане рядом с вокзалом из приличного есть только Makka (24.0987, 32.9006). Вкусно, но очень дорого. 330 фунтов за «стандартный набор».
Обратите внимание, что большинство ресторанов (Sofra – исключение, там сразу конечный ценник в меню) добавляют к цене в меню еще 14% НДС и 10% за обслуживание, так что счет вырастет на четверть. Ни о каких чаевых речи после этого, конечно, не идёт.
Местная кухня: стандартная ближневосточная, но названия иногда вводят в заблуждения. В большинстве ресторанов почему-то кебаб — это было мясо кусками, а кюфта — это тот самый турецкий кебаб (длинные котлетки на гриле), хотя в той же Турции кюфта — просто привычная нам котлета. Часто есть таджин, в который кроме традиционных мяса и картофеля могут добавить всё, что угодно, так что простор для экспериментов есть.

Голубь (pigeon) в фаршированном виде или на гриле является постоянным элементом традиционной кухни и есть практически во всех ресторанах (да и в магазинах). Грех не попробовать.

Верблюжатину, увы, не случилось, а так хотелось. Курица во всех возможных видах (гриль, тапака, шашлык, шницель) — обычно самый недорогой и “наедливый” вариант меню.

На гарнир — обычно рис или картошка фри. Рис зачастую смешивают с местной тонкой вермишелью, не скажу, что от этого он выигрывает. Традиционное блюдо “кошари” (смесь макарон, риса и чечевицы под соусом) даже не пытались попробовать — мне лично тошнотного фейжоаду в Бразилии хватило в этом плане, а тут еще и без мяса. Из напитков обычно брали свежевыжатые соки (в меню — “fresh”), жаль, что выбор зимой не так велик. Манго, к примеру, уже почти нет.
Пропитание. Супермаркеты. Предпочитали покупать что-то именно в супермаркетах. Тем более, что отель в Каире был без завтраков и пришлось с этим заморачиваться самим. В мелких лавках брали обычно только воду. Итак, цены
вода полтора литра – 5 фунтов. Если с вас хотят больше – вы в туристическом месте или на вокзале;
мандарины, апельсины – как раз сезон, 5-7 фунтов за килограмм;
клубника – тоже сезон, 15 фунтов за кило;
— пакет из пяти лепешек (очень вкусные!) – 5 фунтов;
сыр типа Эдам, Эмменталь – 120-180 фунтов за килограмм. Недешево и не скажу, что вкусно. Кстати, посмотрел сколько стоит мясо – тоже крайне недешево, говядина от 120 фунтов за кило;
— питьевой йогурт, бутылочка 400 гр – 9-11 фунтов.
С собой в РФ купили огромную пачку халвы (1,8 кг) за 50 фунтов, очень неплохие финики в упаковке за 27,5 фунтов за 0,75 кг. Знаю, что многие везут кофе, но абсолютно всё кофе в Египте с кардамоном, что для нас ужасно. Мы купили в супермаркете пачку, где было написано «plain coffee» и чтоб вы думали? Да, там тоже есть кардамон, хоть и немного.
Относительно египетского вина: страна мусульманская, алкоголь продают только в специальных магазинах, которых совсем немного. Тем не менее, взяли в дьютике перед вылетом бутылку очень недурственного столового розового вина за 135 фунтов.
С собой не лишней вещью будет миниатюрный электрочайник на пару чашек, но на обратном пути с ним случилась беда: в аэропорту Каира рейс на Москву шмонают по полной, подрыв самолета в 2016-ом году не прошел даром. Сначала досмотр «через телевизор» после погранконтроля на обычной аэропортовой безопасности. А потом уже перед посадкой ручной обыск, когда на столе потрошат вещи каждого пассажира. Дак вот чайник, который прошел с нами в ручном багаже много стран, мы потеряли еще на первом досмотре. «Нот аллаут». И точка.
Отели. В поездке было их всего три.
Долго сомневался с районом проживания в Каире (район пирамид — точно нет, жить среди бабуинов и грязи, центр — шумно и плохие отели, Гелиополис — далеко и очень дорого) и рад, что угадал. Яростно рекомендую район Докки (Dokki, Al Doqi). Адекватное население, принадлежащее к среднему классу, никто не пристает на улицах. Достаточно чисто. Много ресторанов, супермаркетов. 10-15 минут и 20-30 фунтов за добраться на такси до площади Тахрир или до ж/д станции Рамзес. Т.е практически центр. А вот с приемлемыми по цене отелями тут напряженка и чудом удалось попасть в точку. Nakhil Residence, всего лишь $29 (450 фунтов) за ночь или $55 за две ночи. Получаем большой номер по типу апартаментов, где есть всё нужное для жизни плюс небольшая кухня с раковиной, холодильником, столовой посудой и микроволновкой — сразу решается проблема с позавтракать. Горячая вода без проблем. Чисто. Свежее нормальное постельное белье. Кондей, работающий на нагрев — очень актуально зимой. Более чем адекватный менеджмент — всегда на связи по whatsapp, заселили в 8 утра при возвращении нас в Каир. В общем, очень рекомендую.
В Луксоре хотелось жить не далеко от вокзала, но в нормальных удобствах и по адекватной цене. Тут идеально для этих целей подошел отель Pavillion Winter Palace (отдельный корпус при более дорогом Winter Palace). Твердая “четверка” с неплохими завтраками в десяти минутах ходьбы от вокзала, расположенная посреди сада. И всего за $68 включая все налоги. Бронировал на официальном сайте сети Accor. Персонал дак нас просто поразил: заселили в семь утра, даже не намекнув ни на копейку доплаты. Портье нас случайно встретил спустя несколько часов на пароме (возвращался домой со смены), подошел, спросил может ли чем помочь. В общем, тот самый 1% достойных египтян, которых турбизнес не испортил.
В Асуане была цель лишь переночевать, прибыв туда в 11 вечера. Неожиданно оказалось, что рядом с вокзалом по адекватной цене с нормальными отзывами нет ничего. С сомнениями забронировал Hapi Hotel за $38 минутах в двадцати пешком от вокзала. Для провести семь часов сна вполне годится, но жить бы я там не стал: крошечный номер с убогой мебелью и микроскопическим санузлом, где собственно постояльцам и места не осталось, а принять душ — то еще приключение из-за тесноты. Спасибо, что есть чистое бельё, горячая вода, кусочек мыла и хоть какие-то полотенца. Да еще и с завтраком посношали мозг: мы выезжали в семь, а он начинается в семь. На просьбу приготовить брекфаст-бокс с собой к семи последовал ответ, что “я конечно позвоню сейчас повару, сможет ли он прийти пораньше и приготовить, но скорее всего, что нет”. Как будто первый раз это происходит. Из-за этого в полночь нам пришлось переться в супермаркет, чтобы купить перекус на утро. По факту в семь нам выдали пакеты с достаточно приличным содержимым, которое мы слопали уже на следующий день, но всё, что там надо было приготовить повару, это варёное яйцо. И из-за чего было устраивать цирк?
Платить за отели можно и в долларах, и в фунтах, курс считают нормальный. Я предпочитал доллары, но готовьте без сдачи. При заказе на букинге внимательно смотрите на конечную цену — она имеет свойство сильно увеличиваться из-за налогов, тут всё как в ресторанах.
Население. Я всегда исхожу из того, что не бывает «плохих» наций, а бывают «отмороженные» люди. Просто где-то процент отморозков сильно выше нормы. Дак вот 99% египтян, связанных с туризмом, являются бабуинами: тупые, жадные, крикливые, приставучие и вонючие. В этом плане они весьма близко подошли к индусам. Но в Индии количество неадекватного населения все-таки сильно больше (может потому, что и самого населения на порядок больше). Надо быть готовым, что рядом с любой туристической достопримечательностью, да и вообще в туристическом городе, к вам будут постоянно подбегать местные бабуины с предложением такси, лодки, магазина, гида, чего угодно. Ну и тупые разводы в стиле: «покажите билет», «это место закрыто», «сюда идти пешком нельзя, надо на верблюде». Методы борьбы просты: полный игнор. Вы просто не обращаете внимание ни на то, что там выкрикивает бабуин, бегущий рядом с вами, ни на сам факт его существования. Даже самых тупых хватает не более чем минуты на две-три. Хотя, был один экземпляр в Луксоре, которые шествовал за нами минут 15. И когда я все-таки остановился и объявил ему, что его услуги нам не нужны и денег я ему не заплачу ни в коем случае, он искренне удивился: «Why?». Хуже, когда вам от бабуинов что-то нужно и поневоле приходится иметь с ними дело, поэтому контакты нужно максимально минимизировать: вы должны четко знать где расположено то место, в которое вы направляетесь, как оно работает, где расположена касса, сколько стоит билет, как туда добраться.
Все вышеизложенное не отменяет того факта, что большинство населения Египта, особенно образованная его часть, являются нормальными людьми.
Транспорт. Машина на целый день. Этот пункт логично написать после предыдущего. По плану нам была нужна машина на целый день на два раза: Абидос и Дендера за один день, а также Абу Симбел на второй. Просто на таксисте ехать не вариант. Во-первых, расстояние. От Асуана до Абу-Симбела и обратно почти 600 км. Большинство таксёров ездят на таком хламе, что как бы он не развалился на таком расстоянии. К тому же, передвижение между городами подразумевает постоянное общение с полицией на постах, которые есть при въезде и выезде в каждом населенном пункте. В теории, нужно заранее заявлять о своей поездке и кто едет. Почему в теории, объясню дальше. В общем, в данном случае логично обращаться к турфирмам, которые имеют парк машин и наемных водителей. Логично, но тут вступает в силу предыдущий пункт моего повествования о невменяемости этих людей.
Как сделал я? Сразу после покупки авиабилетов открыл tripadvisor по Луксору и Асуану и написал примерно сорока турфирмам, которых там нашел, стандартное письмо: хочу машину на полный день в Абидос+Дендера из Луксора, а на второй день в Абу Симбел из Асуна. И стал получать ответы. Те, кто предлагал цену от ста долларов за машину и выше (а были кадры, кто писал 200-250), я сразу откидывал, а с оставшимися (их оказалось штук пять) вступал в переписку. В результате остановился на цене в $80 в день (ниже никто не двигался), что меня сразу удивило, так как разница между поездкой в Абидос и в Абу-Симбел чуть не в два раза по расстоянию, а цена предлагалась одинаковая. Сначала договорился с одними, но они через день дали задний ход («ой, не 80, а 100», «ну, тогда, ой, прощайте») и пришлось передоговариваться с другими. По результату все состоялось, но это не помешало менеджеру турфирмы по телефону истерично требовать с меня в последний день на пять(!) долларов больше, чем была договоренность. Как вывод: тема работающая, но обязательно в почте или whatsapp зафиксируйте сколько, кому и когда (после поездки, разумеется) вы будете отдавать денег. И второе: все водители наемные, это не их машины, они работают за зарплату. А работать за зарплату в Египте, видимо, не принято. Поэтому, водитель ждет от вас чаевые. Что для меня совершенно неприемлемо, например. Может тогда и кассиру в супермаркете дать чаевых, тоже ведь работает человек. Оба раза я вручил водилам по 50 фунтов и оба раза они были жутко недовольны, ждали явно от сотни.
Что касается общения с полицией на постах. Турфирма перед поездкой запрашивает у вас скан паспортов. Уже когда мы были в Египте, нас попросили прислать фото визы-марки из паспорта и справку об отрицательности ковида, с которой мы въезжали в страну (! справку-то зачем?!). Кому и зачем реально нужны эти данные и нужны ли – непонятно. На всех постах (особенно много их было по дороге в Абидос) данные водителя и машины переписывают в журнал, он говорит сколько и каких туристов он везет и куда. На обратном пути отмечают, что вернулся и вернул столько же туристов. Данные туристов на постах никому не интересны, с нами никто не общался. На пути из Луксора до Абидоса и обратно на двух участках пути (далеко не на всем пути) нас сопровождал джип с вооруженными полицейскими от разных муниципалитетов, передавая нас «из рук в руки». По какому принципу были выбраны эти участки – не знаю, они не были пустынными, а совсем даже наоборот – вполне населенными.
План поездки:
31 декабря. Прилетам в Каир.
1 января. Пирамиды Дахшура и пирамиды Гизы.
2 января. Египетский музей и Коптский квартал. Уезжаем на ночном поезде в Луксор.
3 января. Долина Царей и Карнакский храм.
4 января. Дендера и Абидос. Уезжаем вечером на поезде в Асуан.
5 января. Абу Симбел. Уезжаем ночным поездом из Асуана в Каир.
6 января. Город Мусорщиков и вилла барона Эмпейна.
7 января. Утром улетаем в Москву.
Перед тем как перейти непосредственно к описанию поездки, обозначу наш топ достопримов, которые удалось посмотреть. Да, еще немаловажная деталь: стоит перед поездкой достаточно подробно изучить историю Древнего Египта, чтобы понимать что вы смотрите и в какие исторические периоды это случалось. Ровно, как и осознавать тот факт, что древнее увиденного на нашей планете не сохранилось ничего. Тема Древнего Египта неисчерпаема, но без базовых знаний ехать нельзя. Итак, наш топ три:
Dendera Temple. Невообразимый потолок гипостильного зала;
Abu Simbel. Насколько я знаю, нигде в мире не осталось статуй такой величины и настолько древних (хотя что такое 3300 лет с точки зрения истории планеты? Всего лишь миг);
Abidos Seti Temple и KV11 с KV14 в Долине Царей Луксора.
Теперь вернемся, наконец-то, к нашей поездке. Извиняюсь, что утомил вас таким количеством деталей и рассуждений.
Итак, выйдя из аэропорта Каира, мы отмахнулись от огромной толпы встречающих таксистов, спустились вниз по ступенькам на парковку, вызвали Uber и среди толчеи машин с трудом нашли нашего водителя. Вот тут уже нужна местная сим-карта и знание арабских цифр. За 136 фунтов и полчаса доехали до отеля. Пока заселились, на часах практически полночь местного времени, Новый год по московскому благополучно провели в каких-то заботах. Вышли на центральную улицу, рестораны уже не работают (практически все до 23). Зашли в супермаркет, купили на утро еды. А новогодний ужин у нас прошёл в местной бургерной Max Burger. Неплохие бургеры, кстати, хоть и недешевые.
1 января. Вышли из отеля на центральную улицу в 8:15. По плану у нас поездка в Дахшур (Dashur), Uber тут не поможет. Поднимаю руку, тормозит сразу какая-то развалюшка: официальное “белое” такси. За рулем дед, по-английски ни слова. С трудом и помощью какого-то родственника деда по телефону договариваемся, что он нас везет в Дахшур, ждёт нас там и возвращает к пирамидам Гизы. Всё за 400 фунтов. Окей.
Едем больше часа. Дед смотрит на навигатор на смартфоне. Понятно, что в Дахшур он не ездил никогда. Часто спрашивает дорогу у местных, хотя из навигатора всё ясно и так. Понимаем, что с таксистом не повезло. Тем не менее добираемся. В Дахшуре пусто, кроме нас еще машина пары французов с водителем. Билет стоит 60 фунтов с человека плюс 5 фунтов то ли за водилу, то ли за его машину. Лезем на Розовую пирамиду.

Вход в неё бесплатный, дедок при входе пытается нас развести, что нужен билет на съемку внутри. Нет, дед, не нужен, иначе бы нас развели на него уже на входе. Лезем внутрь, ход под углом 45, не сильно узкий и не очень длинный.

Внутри две камеры. Теперь мы видели как устроена пирамида.

Едем к Ломаной пирамиде. Обходим её против солнца.

Фотографируем Черную пирамиду,

которая на геометрическую фигуру уже не особо похожа.

На часах 11. Что ж, полутора часов на Дахшур вполне хватало. Поедем теперь к старшим сестрам-пирамидам.
Обратно дед пилит уже уверенно. Смотрю в свой навигатор (всегда включаю его при поездке на такси, особенно с таким горе-водителем) — мы гордо проезжаем пирамиды Гизы мимо. Пинаю деда. “Piramides Giza!”, говорю. Он пучит на меня глаза: “Piramides???”. Твою ж мать! А ты куда нас везешь? Он показывает широким жестом вокруг: Гиза! Он привез нас в город Гиза. Ах, молодец! Хорошо не в Бобруйск. Короче, потеряли полчаса на кружениях деда вокруг пирамид. Как выяснилось, на пирамиды он тоже никогда не ездил.
В результате приехали к “верхним кассам” (29.98178, 31.1328). Не доезжая метров триста до блокпоста на машину стали буквально бросаться местные бабуины с криками “нот аллаут!”, “кэмэл оунли!”, “стоп!”. Один даже внутрь залез, пришлось рявкнуть на него, чтоб выскочил. Водила вылупил опять глаза и остановился, пришлось отпустить его и топать эти триста метров пешком под бестолковые завывания гамадрилов.
Билет стоит 200 фунтов и продается только в кассе, никакие другие люди к продаже чего бы то ни было тут не имеют отношения. Туристов на территории было не много, но и не очень мало, что даже лучше, так как половину от количества туристов составляли всё те же бабуины со своими конями и верблюдами, которые почему-то думаю, что турист пришел сюда исключительно с целью покататься на их животных и заплатить им за это денег. Если б туристов не было совсем, то нам бы досталось больше их внимания, что совсем не нужно, понятное дело. Кстати сказать, билеты проверяют всего в двух местах: при входе на общую территорию всего комплекса (сразу за кассами) и при входе на территорию у Сфинкса вот тут (29.9753, 31.1381). Любая другая попытка проверить у вас билет — это бабуин, который хочет развести вас на деньги. Желающие пройти на территорию пирамид без всякого билета могут доехать на такси или своей машине вот сюда ( 29.9744, 31.1277), где есть свободный никем не контролируемый проход. Но тогда Сфинкса увидите только издали, без билета к нему не пустят.
Что сказать про сами пирамиды Гизы? Да нечего тут говорить, надо увидеть своими глазами! Территория большая и мы находились по ней вдоволь, начав с Хеопса,

продолжив Хефреном

и Микереном

и закончив Сфинксов,

выйдя через “нижние кассы” ( 29.9754, 31.1408), потратив на всё три часа.

В музей лодки не пошли. В “женскую” пирамиду, рядом с Хеопсом-Хуфу, есть бесплатный вход, но не в чести у египтян работать за банальную зарплату, поэтому вход был просто закрыт без объяснения причин.
До отеля доехали на Uber за 80 фунтов и пошли ужинать.
2 января. Проснулись лениво попозже, вызвали Uber и за 25 фунтов доехали до Египетского музея. Билет стоит 200 фунтов. Зал мумий уже вывезли из музея, так что на него билета нет. Стоимость фотосъемки 50 фунтов, но на смартфон можно снимать бесплатно (не спрашивайте где логика — её нет).

Что сказать за музей? Он достаточно большой и крайне бестолковый.

Такое впечатление, что находишься в какой-то кладовке, где беспорядочно накиданы вещи без особой системы или в провинциальном краеведческом музее, где на пыльных полках лежат сто лет никому не нужные черепки с прикрепленными к ним пожелтевшими бумажками, надписанными на дедовской печатной машинке.

Только вот это центральный музей страны, который демонстрирует вещи древней цивилизации, безвозвратно исчезнувший и за которые любой искусствовед любого музея мира отдаст без колебания … да всё отдаст!

Понятно дело, что сумятицу вносит еще и процесс переезда в новый (Великий!) музей в Гизе, строительство которого идёт уже девятнадцатый(!) год. Но что-то мне подсказывает, что в нём будет такой же бардак, как и здесь. Нация такая. Мозги надо править сначала, а не музеи строить.

Тем не менее, для таких как мы туристов, впервые попавших сюда, всё это жутко интересно!

Ну как не восторгаться от зала Тутанхамона, например!

Да и много еще осталось тут знаковых экспонатов, знакомых еще по школьным учебникам.

И даже мумии есть в наличии: два штука! Знакомьтесь: Юйя и Туйя! https://en.m.wikipedia.org/wiki/Yuya

Через три часа мозг отказался воспринимать дальше визуальную информацию и мы покинули музей с сожалением, хоть и весь его обойдя. Интересно! Стоит идти точно! Ну нет больше ничего такого в мире.

Взяли Uber за 30 фунтов и поехали в Коптский квартал. Ничего особенного я от этого места не ожидал и был прав. Да, интересно посмотреть как живут христиане в Каире в затейливом лабиринте улиц. Чтоб пройти на территорию квартала, неважно приехали вы на метро или пришли пешком, нужно подвергнуться досмотру со стороны полиции на блокпосту. Местные церкви — это скорее для тех, кто хочет прикоснуться к истокам христианства. Все-таки, например, тут скрывалось святое семейство при бегстве от Ирода.

Самое интересно, как по мне, местное кладбище: достаточно небольшое и оригинальное.

С Гаваной не сравнить, конечно, зато бесплатно.

Входа в Коптский квартал три (см. карту).

Вот тут (1) спуск на уровень ниже земли к церквям Сергия и Вакха, Святой Марии и синагоге Бен Эзра,

вот тут (2) вход к собору и к кладбищу,

а вот (3) — к Подвешенной церкви.

Никаких денег нигде платить не нужно. На входе (2) тусуются гиды и тактично и не особо навязчиво предлагают свои услуги. Есть еще отдельный вход в коптский музей (4), он за деньги, разумеется. Ничего про него сказать не могу — не ходили. Без него одного часа времени на Коптский квартал более, чем достаточно.
Вышли. Дошли до большой мечети Амра ибн Аль-Ааса (30.0102, 31.2332). Увы, закрыто наглухо. На часах 14:30, делать особо больше нечего, поезд только в 9 вечера. На Uber за 40 фунтов едем в отель, из которого мы должны были уже выселиться. Решили заплатить 250 фунтов за полдня, чтобы отдохнуть по полвосьмого и тогда уже трогаться на вокзал.
Поужинали, отдохнули, за 26 фунтов доехали на убере до Ramsis station (30.0635, 31.2488). Вокзал большой, красивый, но навигации ровно ноль. Какой поезд откуда отходит — непонятно. Толчея, суета. Помогли работники станции, сказали, что поезд в Асуан отправляется с одиннадцатой платформы. Поезд подали буквально минут за 15 до отправления. Места при покупке билетов на сайте нам достались в первом ряду у входа: неудобно, ноги не вытянуть, все шастают туда-сюда не закрывая двери, а на улице-то зима, ночь и холодно. Помаялись пару часиков, хорошо был свободный ряд один в центре вагона, пересели и вырубились до Луксора.

Продолжение следует …

kwork




Source link

Напишите комментарий

  • десять − 3 =