Коломна, ч.3 — кладезь красот

Telderi

DSCF7098.JPG

Коломна, численностью населения уступающая многим городам-спутникам Москвы, геометрическими размерами на удивление велика и размашиста. Тут много можно чего интересного увидеть, и в первых двух частях рассказа мы этим активно занимались. Правда, только в самом центре, где для туризма создана, пожалуй, лучшая в стране инфраструктура. Теперь же пришла пора погулять по Коломне будничной, по Коломне, которую для туристов не прилизывали. Тут, конечно, интересные объекты раскиданы по территории куда менее плотно, да и состояние их далеко не всегда идеальное. Тем не менее, хватает тут и исторических достопримечательностей, и нестандартных мест, и промышленных красот. Сборная солянка из всего этого — ниже.

1. Зайду с козырей. На западной окраине Коломны, в бывшем селе Городище, находится Иоанно-Предтеченская церковь, которую в разных источниках называют либо самой старой в Московской области, либо одной из. Нижняя её часть сохранилась с XIV-го века, верхняя перестраивалась в XVI-м:

DSCF9964.jpg

2. В другом бывшем селе, вошедшем в состав Коломны, Репенском, нашёлся ещё один храм, тоже старинный, но уже не настолько. Это храм Троицы Живоначальной на Репне, дошедший до нас с 1696-го:

DSCF9956.jpg

3. Следующая церковь — Борисоглебская (1726), в районе Запруды, что за речкой Коломенкой относительно кремля и старого города:

DSCF9958.JPG
DSCF0005.jpg

5. Памятник погибшим в локальных конфликтах:

DSCF0012.JPG

6. В юго-восточном углу Мемориального парка расположен музей Боевой славы:

DSCF0021.jpg

7. Памятник коломенским курсантам. Он установлен главным образом в связи с расположением в городе уже бывшего Коломенского высшего артиллерийского командного училища. Сейчас там обучаются работе с беспилотниками. Его проходную и старинный храм, затерявшийся на его территории, я показывал в прошлой части.

DSCF0017.jpg

8. Памятник-бюст советскому конструктору Борису Ивановичу Шавырину, разрабатывавшему миномётное и реактивное оружие. С 1942-го и до конца жизни руководил СКБ в Коломне, где и проектировали миномёты:

DSCF0016.jpg

9. Памятник матери погибшего солдата:

DSCF0003.jpg

10. Аллея памяти коломенцев Героев СССР:

DSCF0001.jpg

11. Памятник жертвам радиационных катастроф (сзади) и пострадавшим от незаконных репрессий (на переднем плане). Последний заставил сомневаться — а бывают ли репрессии законными?

DSCF9990.jpg

12. От старого кладбища осталась кирпичная ограда и Никольская часовня 1890-го года постройки:

DSCF9986.jpg

13. А главное, кладбищенская церковь Петра и Павла 1779-го:

DSCF9993.jpg

14. Её краснокирпичная трапезная, пристроенная в 1902-м, привлекает внимание сильнее даже, чем сама церковь:

DSCF9988.JPG

15. Снаружи, у стены бывшего кладбища, — памятник рабочим, павшим при разгоне демонстрации в 1905-м:

DSCF0032.JPG

16. С Мемориальным парком наконец закончили. Через дорогу от него — кинотеатр «Горизонт» 70-х годов. Когда-то он с торца был украшен внушительной советской мозаикой, но из-за бесхозности она сильно обветшала, и в 2000-х её демонтировали:

DSCF9978.jpg

17. В сквере по соседству установлен бюст адмирала Горшкова, командующего ВМФ СССР, детство которого прошло в Коломне:

DSCF9975.JPG

18. Яркий и необычный памятник Гагарину:

DSCF9982.JPG
19. Немного неожиданно было увидеть тут памятник В.П. Макееву, основателю советской школы морского ракетостроения. Путешествие на Урал как-то чётко отложило в голове понимание, что его вотчина — Миасс, ну и немного Златоуст. А он, оказывается, родился в селе Протопопово, которое сегодня входит в состав Коломны:
DSCF0038.jpg

20. На главной магистрали города, ул. Октябрьской Революции, нельзя обойти вниманием ДК «Тепловозостроитель». Построен в 1934-м в стиле конструктивизма. По мнению своего официального сайта, является старейшим социально-культурным объектом Московской области. Но какой же тут конструктивизм, спросите Вы? Действительно, на вид — стопроцентный сталинский ампир:

DSCF6937.jpg
21. Но это — результат реконструкции 50-х. Основной объём здания, около которого стоит Ленин, всё ещё сохраняет характерные довоенные черты. Таким образом, этот дом культуры сочетает в себе два из трёх, можно сказать, главных советских стиля. Не хватает только модернизма:

DSCF6934.jpg

22. Прямо у ДК Тепловозостроителей — одноимённая трамвайная остановка. Трамвайная система Коломны — её, без преувеличения, гордость и украшение. В то время как во многих областных центрах, типа Твери или Липецка, трамвай умирает, в Коломне, вроде как, за всю его историю даже не было сокращено ни одного маршрута. Более того, в начале 2000-х даже открыли новую линию.

DSCF6942.JPG

23. Как я уже говорил, город по площади очень велик, и из некоторых отдалённых районов ехать в центр можно не по-провинциальному долго. В этих условиях продуманная трамвайная система более чем удобна и востребована. Подвижной состав вполне современен и в хорошем состоянии. При том, до 2003-го в Коломне можно было прокатиться на раритетном рижском трамвае, которые ещё пока ходят во Владивостоке.

DSCF0040.jpg

24. У одного из перекрёстков ул. Октябрьской Революции стоит паровоз на постаменте. Он знаменует один из подъездов к главному (по крайней мере, идеологически) предприятию города — тепловозостроительному заводу, на котором он в своё время и был собран. К нему вернёмся в конце повествования.

DSCF6947.JPG
25. Сам паровоз (вернее, пространство за его постаментом) прямо при нас был использован парой местных жителей в качестве отхожего места. Да и в роли помойки он тоже выступает, судя по количеству мусора вокруг. Если же заглянуть на улочку за паровозом, параллельную Октябрьской Революции, увидим стереотипную депрессивную Россию. Вспоминается весенний Саратов. Конечно, это совсем уж унылый квартальчик вдоль железной дороги, наполовину заброшенный. Но всё же факт — и в прянично-медово-пастильной Коломне такое можно найти:
DSCF6943.JPG

26. К югу от станции Голутвин — довольно обширный набор качественной сталинской архитектуры. Дома массово строились в первой половине XX-го века для работников Тепловозостроительного завода. Подробно я там не гулял — оставил хоть что-то для возможных будущих визитов в Коломну.

DSCF7036.jpg
27. Тут даже можно Оку увидеть. Но, как я говорил в первой части, с набережными в Коломне не задалось. Несмотря на наличие и значительную протяжённость двух знаковых среднерусских рек, Москвы и Оки, и даже на их слияние в черте города, сколько-нибудь интересного променада у воды тут нет. Проход к Москве-реке на большей части её протяжённости в границах Коломны закрыт территорией того самого тепловозостроительного завода, а берега Оки либо тоже закрыты, либо дикие. Тут, около КБ «Машиностроения» (того самого, которым руководил Шавырин и где проектировали миномёты), совсем крохотный участок, где можно взглянуть на Оку с высокого берега и даже спуститься вниз в более-менее цивилизованных условиях:
DSCF7062.JPG

28. На другом берегу, в районе Щурово, виден гигантский цементный завод. Его ещё в конце XIX-го века основал немец Липгарт. На сегодняшний день завод более чем здравствует, покрывая окрестности дымом. К нему мы подъезжали вплотную — зрелище впечатляющее, для всех, кто любит всякий индастриал. Но фотографировать вблизи было неудобно, на ходу и за рулём. Да и желания не возникает, глядя на кучу охраны и камер.

DSCF7065.jpg

29. Впрочем, промышленной архитектурой можно насладиться и на этом берегу, просто повернув голову на 180 градусов. Прямо по соседству с КБ Машиностроения растянулась обширная территория бывшего коломенского завода тяжёлого станкостроения. Эта «Пятёрочка» расположена в здании его бывшей проходной:

DSCF7070.jpg

30. Теперь на предприятие можно свободно поглазеть. Как минимум, на его парадный дворик, сразу за проходной. Территория огромна, и многие её части и здания, как это водится, сдаются в аренду. Есть тут, например, гостиница. И, помимо всего прочего, сильно ужавшийся и куда более скромный, но всё-таки функционирующий наследник этого завода.

DSCF7057.jpg

31. Архитектура корпусов, выходящих в этот дворик, напоминает мануфактуры стыка XIX-го и XX-го веков. Прямо вот кажется, что всё это должно быть краснокирпичным:

DSCF7052.JPG

32. Работников завода у проходной когда-то каждый день встречал и провожал Маяковский:

DSCF7055.jpg

33. Здесь же — мемориал Великой Отечественной. Видно, что в лучшие свои годы завод внушал уважение. Сейчас же здесь, увы, создаётся впечатление скорее запустения.

DSCF7042.jpg

34. Зато такого впечатления не производит территория Старо-Голутвина монастыря, ещё одной древней коломенской обители. Он тоже находится на берегу Оки, только чуть ближе к центру, у слияния с Москвой. По легенде, основан в XIV-м веке при участии Сергия Радонежского. Впрочем, ничего материального с тех времён не сохранилось. Расположение у стрелки Москвы и Оки (к которой ещё дойти отсюда надо по разбитой дороге) явно намекает на то, что роль монастыря была в том числе оборонительной, как у многих других монастырей на юге Московской области.

DSCF6978.JPG

35. Самое старое из сохранившихся зданий монастыря — Богоявленский собор 1700-го года (белый, справа):

DSCF6983.jpg

36. Остальные постройки и вовсе относятся к XIX-му веку:

DSCF6957.jpg

37. Изюминку монастырю придаёт ограда с «казаковскими» псевдоготическими башенками. Аналогичные видели в центре Коломны, в кремле, вокруг Успенского Брусенского монастыря:

DSCF6961.jpg

38. Теперь переместимся на другой берег Оки. Там расположена обособленная часть Коломны, в которую многочисленные туристы заезжают нечасто. А между тем, она 13 послевоенных лет даже была отдельным городом Щурово. Сейчас официально это название сохранилось только у находящейся тут железнодорожной станции, хотя в обиходе используется по-прежнему. Сердце этого бывшего города — цементный завод, который мы обозревали ранее с берега Оки. Как и полагалось советскому промышленному городу, на его центральной площади стоит дом культуры «Цементник»:

DSCF7001.JPG

39. И мемориал Великой Отечественной:

DSCF7005.JPG

40. Найдётся в Щурово и своя историческая достопримечательность, также связанная с цементным заводом. Это усадьба Эмиля Липгарта, его основателя. Только состояние её совсем не такое, как у особняков в центре Коломны:

DSCF7010.jpg

41. Есть, впрочем, тут объект, который сложно пропустить. Троицкий храм, построенный в конце XIX-го века по образу и подобию константинопольской Софии, хорошо видно и из проходящих поездов, и с автомобильной дороги. Его яркий византийский облик привлекает внимание и притягивает посетителей:

DSCF7012.jpg

42. У храма внушительная территория, со всякими воскресными школами, церковными лавками и даже мини-зоопарком:

DSCF7025.JPG

43. У иных монастырей территория скромнее.

DSCF7021.jpg

44. А вот сам Троицкий храм с прилегающими зданиями характерного облика вполне можно принять за монастырь:

DSCF7028.JPG

45. Напоследок не могу не засвидетельствовать почтения крупнейшему предприятию Коломны, определяющему размер, значимость и характер города в последние 200 лет. Про тепловозостроительный завод я не раз упоминал во всех частях рассказа, т.к. он пронизывает всю городскую жизнь и связан тут очень со многим. У его администрации — памятник Куйбышеву, имя которого носит завод. Рельсы в пейзаже как бы намекают на специфику:

DSCF7079.jpg

46. Рядом с ним — профессиональное училище. В названии это никак не отражено, но похоже, что оно готовит кадры именно для завода. На то намекает расположение и макет паровоза на его территории. Слева заметен ещё один небольшой памятник. Он посвящён Герою СССР К.К. Исаеву. Он учился в этом заведении, и до войны работал всё на том же тепловозостроительном:

DSCF7088.jpg

47. Инсталляция на стене училища:

DSCF7090.JPG

48. Помимо всего прочего, Коломна радует и своим силуэтом с куполами и колокольнями, который можно наблюдать как с трассы, так и из проходящего поезда. Не каждый город можно обозреть вот так издалека, как на ладони. А тут даже проезжая мимо каждый раз дивишься его красоте:

DSCF7098.JPG

Вряд ли кто-то будет спорить, что Коломна — первый среди городов Подмосковья, как по туристическому потенциалу, так и по какой-то культурной насыщенности и самобытности. Здесь есть ещё, над чем работать, но в целом это мелочи, которые на общем фоне не слишком заметны. Сохранность и плотность старины, инфраструктура для туризма, доброжелательность и атмосфера затмевают все немногочисленные минусы. Я со всей ответственностью рекомендую Коломну для посещения всем интересующимся путешественникам, в том числе — для первой вылазки по России для тех, кто кроме Петербурга нигде и не бывал. Я сам ещё не видел этот город на все сто процентов и отметил для себя места, куда можно заехать при случае, но всё же в трёх частях всё основное в нём я показал. На этом серию рассказов о трёх городах юго-восточного Подмосковья я завершаю. Вот перечень постов:
Зарайск:
Первая часть — парадный центр.
Вторая часть — непарадный центр и окраины.
Луховицы.
Коломна:
Первая часть — кремль.
Вторая часть — посад.
Третья часть — окраины — текущий пост.

kwork




Source link

Напишите комментарий

  • двенадцать − 8 =