Прешов, ч.2 — между Русью, Австро-Венгрией и Советским Союзом

Telderi

DSCF3140.jpg

Покопавшись в не слишком афишируемых и массовых источниках, можно внезапно для себя выяснить, что восток Словакии — это ещё один забытый осколок русской цивилизации. Если про Червонную Русь в контексте украинского кризиса стали вспоминать гораздо чаще, то до небольшого куска земли по другую сторону Карпат, населённого народом русин, никому особо дела нет — политически копание в этих исторических дебрях никому ничего особо не даст. Между тем, размытие и ассимиляцию тамошних русин, разговаривающих на чём-то наподобие церковнославянского языка и частично ещё сохранивших православие, приписывают СССР и социалистической Чехословакии, отказавшихся признавать их отдельным народом и формально приписавших его представителей кого к украинцам, а кого — к словакам. Те наперекор такому давлению придумали термин «Пряшевская Русь», по имени центра этой территории Пряшева (совр. Прешов), но более ничего и не сделали. Если на Украине русинским сепаратизмом так, для порядка, ещё иногда пугают, то в Словакии всё тихо — видать, живётся тут им неплохо, да и сама страна до невозможности спокойная и апатичная, так что и бузить смысла нет. Сам Прешов, который я начал показывать в прошлый раз, давно утратил роль центра этой самой Пряшевской Руси. Не успевшие ассимилировать русины тут компактно проживают теперь только в сельской местности да в паре небольших городков. Хотя русскоязычные тут действительно попадаются на удивление часто. Ну и формальный символ, православный собор, не даёт окончательно забыть эту страницу истории. Его мы увидим в этом посте, в рамках прогулки по нецентральным улицам Прешова.

1. В первой части мы осмотрели компактный, но крайне богатый на интересные объекты центр Прешова. Вернее сказать, самый центр, его небольшой кусок площадью квадратный километр. И хоть заканчивается он тут достаточно резко и быстро, кое-что мы там упустили. Среди оставшихся достопримечательностей в пределах исторических городских укреплений — тюрьма XVI-го века:

DSCF3097.jpg

2. Как я уже говорил в первой части, помимо улицы Hlavna самая интересная тут — улица Florianova, также пешеходная. На ней сохранилось немало средневековых построек тех времён, когда Прешов был ограничен городскими укреплениями. Среди них как раз показанная выше тюрьма.

DSCF3089.JPG

3. Улица Jarkova, параллельная Главной, тоже вполне мила. Тут откровенных шедевров нет, но атмосфера старого европейского городка сохраняется:

DSCF3094.jpg

4. Следующая средневековая постройка — Флориановы ворота. Они входили в состав городских укреплений, и здесь, собственно, город и заканчивался:

DSCF3110.jpg

5. С внешней стороны они куда более хмурые:

DSCF3112.JPG

6. За пределами укреплений застройка сразу становится заметно проще. Небольшие европейские домики без декора и исписанные граффити отдалённо даже трущобы напоминают:

DSCF3121.jpg

7. Бледные окраины Прешова сильно контрастируют с вылизанным центром. В Венгрии, Польше и даже Сербии центры городов были куда менее ухоженными, чем тут, но окраины при том там не настолько унылы, всё было куда равномернее.

DSCF3117.jpg

8. Здесь же в лучшем случае совок.

DSCF3114.JPG

9. На этих улицах нашлась симпатичная прешовская синагога. Говорят, у неё впечатляющее внутренне убранство.

DSCF3126.jpg

10. За пределами города, внезапно, всё ещё хуже. Пригороды Прешова, которые я видел из окна машины и не фотографировал, как-то неприятно удивили. Предположу, что непрерывная череда посёлков между Прешовом и Кошице, через которые мы ехали, — это какой-то специфический цыганский конгломерат. Иначе объяснить подобное убожество и разруху посреди ЕС я просто не смогу.

DSCF2952.jpg

11. Тем более что цыган даже в благоустроенном центре Прешова как-то до странного много. Вот удивительно, даже в Румынии, где мы в 2012-м катались две недели, их столько не было.

DSCF2949.jpg

12. Скульптуры при входе в банк. Вроде здание современное, но вот памятники как будто старые:

DSCF2957.jpg

13. Уже за пределами центра, но всё-таки не очень далеко, расположен кафедральный собор Александра Невского. Это главный православный храм Словакии. После Второй Мировой, когда на волне недолго продержавшегося воссоединения с местными униатами количество православных в Чехословакии резко выросло, Прешов, где число истинных, а не формальных, ортодоксов было заметно выше, стал фактическим центром чехословацкой церкви, и здесь был построен этот собор:

DSCF2962.jpg

14. Его особую роль в религиозной жизни теперь уже разделённых Чехии и Словакии подчёркивает нахождение здесь же, по соседству с храмом, богословского факультета, вроде бы единственного православного учебного заведения в этих двух странах. К сожалению, заметил только дома, увеличив фото, что табличка с названием факультета на здании продублирована ещё и кириллицей, только до конца не могу понять на каком языке. Больше всего похоже на дореволюционный русский.

DSCF2953.jpg

15. Ещё одно из немногочисленных напоминаний о наследии Руси в этих местах — памятник Александру Духновичу, священнику, писателю и видному деятелю местного русофильского движения, популяризировавшему русинский язык. В Прешове он, в частности, служил в греко-католическом соборе и основал русинское литературное общество. По одной из линий он и вовсе происходил от беглого московского стрельца. Надпись на памятнике, кстати, тоже выполнена кириллицей, и имя собственное в данном случае от русского языка вообще не отличишь.

DSCF3180.jpg

16. Несмотря на частенько встречающиеся в городе отсылки к чему-то родственному с Россией, с русской культурой, заблуждений быть не должно. Это полностью европейский, католический город.

DSCF2975.jpg

17. По духу Прешов больше всего напомнил мне нетуристическую чешскую провинцию, в первую очередь Остраву. Этакий совок с человеческим лицом — небогато, но достойно и без откровенной нищеты и разрухи. Много панельных спальников, которые у нас ассоциируют в первую очередь с СССР, но при том все они аккуратно отштукатурены и покрашены. Никаких облезлых стен и стыков, никаких балконов «кто во что горазд». В принципе, такие «хрущёвки» вполне имеют право на жизнь:

DSCF2968.jpg

18. К юго-востоку от Главной сохранились городские стены и даже какие-то сопутствующие постройки, но, на удивление, они нисколько не обозначены на местности и даже не реконструированы:

DSCF3017.JPG

19. Под этими стенами, на месте бывшего рва, — симпатичная поляна, из которой пытались сделать что-то типа пространства для современного искусства:

DSCF2982.JPG

20. По факту получилось, что среди скульптур на травке отдыхают в основном студенты. Видимо, где-то рядом расположено учебное заведение. А дальняя часть поляны и вовсе заросла.

DSCF3024.jpg

21. Спуск на полянку с городской стены украшен католической скульптурой:

DSCF3005.jpg

22. Потому что напротив него стоит францисканский собор св. Иосифа XIV-го века:

DSCF3021.jpg

23.

DSCF3028.jpg

24. Перед собором — массивная скульптурная группа, изображающая католических святых:

DSCF3031.jpg

25. Ещё немного второстепенных улиц прешовского центра:

DSCF3039.jpg

26.

DSCF3051.JPG

27.

DSCF3088.jpg

28. Гимназия в здании бывшего женского монастыря:

DSCF3043.jpg

29. В перспективе — бывшая водонапорная башня, которая ныне используется в качестве смотровой площадки, как в Зарайске. Подходить уже не стали.

DSCF3046.jpg
30. Чем дальше, тем прочнее позиции социалистической архитектуры. Дом культуры профсоюзов:

DSCF2678.jpg

31. А это вообще НИИ какое-то, распроданное под офисы)

DSCF2692.jpg

32. Не менее родным выглядит здание Прешовского университета с барельефом на фасаде:

DSCF3186.jpg

33. Инсталляция между учебным корпусом и общагой. Не удивлюсь, если студенты делают с ней что-нибудь на удачу:

DSCF3191.JPG
34. Здесь же — скульптура «Прешовская свобода»:

DSCF3187.JPG

35. Вокзал, простой и «совковый» до безобразия. Хотел бы я прибыть сюда на поезде…

DSCF3198.jpg
36. Особенное место в городе — Прешовская кальвария. В католицизме это своеобразная имитация мест и объектов Святой земли, получившая распространение в средневековье из-за невозможности совершить паломничество в Иерусалим. В России, кстати, тоже есть одна своя кальвария, с поправкой на наши особенности, — Новоиерусалимский монастырь в Истре. Как и положено, она расположена на холме на отшибе. Её венчает собор св. Креста (1753):
DSCF3150.jpg

37. Основное каноническое наполнение кальварии — 14 капелл. Каждая из них тут сама по себе представляет интерес:

DSCF3153.jpg

38. В каждой капелле в скульптурной или живописной форме представлена та или иная библейская сцена:

DSCF3176.JPG

39. Также с холма открывается отличный вид на город. Хорошо видно сочетание старого центра с красными крышами и остальных районов:

DSCF3134.jpg

40. Центр:

DSCF3140.jpg

41. Спальные районы:

DSCF3137.jpg

42. Совсем уж дальний, обособленный район города — Соливар, присоединённый к Прешову в середине XX-го века. До того это был, вроде как, отдельный маленький городок, где, что понятно из названия, добывали соль. Первое интересное место по пути — католическая церковь св. Троицы:

DSCF3202.jpg

43. На главной площади района возвышается необычное своим видом и оттого впечатляющее здание, напоминающее не то ратушу, не то собор, не то русские торговые ряды. Все три категории, впрочем, неизменно занимают центральную площадь. И здесь эта постройка точно так же доминирует. Но предназначение её крайне необычно. Соляной склад в центре городка сразу выдаёт его характер и род деятельности. Нынче в нём располагается один из объектов огромного музейного комплекса Соливара:

DSCF3204.jpg

44. Вообще значительная часть объектов бывшего соледобывающего предприятия отдана музею. Вот это соседнее здание, например, тоже:

DSCF3211.jpg

45. Не знаю даже, находится ли достаточное количество посетителей для такого огромного музейного комплекса:

DSCF3215.JPG

46. На площадь смотрит костёл св. Иоанна Крестителя:

DSCF3214.jpg

47. А называется это место «площадь Освободителей», и на ней нашёлся памятник, соответственно, освободителям. Явно тут это не сказано, но воспринимается он как памятник именно советским солдатам:

DSCF3206.jpg

48. Частный сектор:

DSCF3219.jpg

49. Спальный район изнутри. Интересно, повсеместная покраска столбов в жёлто-синий как-то связана с тем, что до Украины тут рукой подать?

DSCF3225.jpg

Этим симпатичным и уютным городком закончилось наше путешествие в Сербию. Нам предстояло пересечь всю Польшу, чтобы заночевать в Бресте, и уже оттуда знакомой дорогой добраться домой. Прешов оказался удачным местом для завершения поездки. У него какая-то очень мягкая, спокойная аура. Тут красиво, тепло, кадры выходят хорошие, но в то же время нет ничего сильно западающего в душу. Уезжать из него легко, чувства глубокой тоски не возникает.
Ниже приведён перечень постов из путешествия, написание которых растянулось аж на год:
Дорога в Сербию и общие впечатления от путешествия.
Дукля (Польша).
Сегед (Венгрия):
Первая часть — центральная часть.
Вторая часть — «бульварное кольцо».
Третья часть — за пределами кольца и окраины.
Национальный парк «Тара» (Сербия).
Железная дорога «Шарганская Осьмица» (Сербия).
Баина-Башта (Сербия).
Белград:
Первая часть — общие впечатления.
Вторая часть — крепость.
Третья часть — зоопарк и окрестности крепости.
Четвёртая часть — пешеходная улица и окрестности.
Пятая часть — парадные проспекты.
Шестая часть — Земун.
Седьмая часть — Новый Белград и окраины.
Национальный парк «Джердап» (Сербия).
Суботица (Сербия):
Первая часть — детали и атмосфера.
Вторая часть — центр.
Третья часть — периферия центра и окраины.
Прешов (Словакия):
Первая часть — центр.
Вторая часть — текущий пост.

kwork




Source link

Напишите комментарий

  • 3 × два =