Природа Сербии: национальный парк «Джердап»

Telderi

DSCF1791.jpg

От Белграда примерно за 3 часа можно добраться до границы любой из сопредельных стран. Ранее мы смотрели на земли Боснии и Герцеговины из сербского национального парка «Тара», а уже после знакомства со столицей отправились к рубежам Румынии, в другой нац. парк — «Джердап». Он не просто находится у границы, а растянулся вдоль неё на сто с лишним километров. Это обусловлено тем, что она проходит по Дунаю, который тут преодолевает мощное каменистое ущелье, на эти сто километров превращаясь из размеренной широкой реки в извилистую, бурную и устрашающе глубокую. Участок этот — совершенно из другого мира, с фантастическими, не европейскими пейзажами. И с сербской стороны на всём протяжении вдоль берега проложена дорога. Простая поездка по ней уже ввергает в мощный визуальный экстаз, а если останавливаться, созерцать и фотографировать каждую понравившуюся точку, она рискует растянуться почти на весь день. Дополняет всю эту красоту живописная средневековая крепость Голубац в самом начале пути и ещё пара достопримечательностей поскромнее. Конечно же, все из них будут показаны в моем отчёте ниже.

1. В подавляющем большинстве случаев осмотр заповедника начинается с посёлка Голубац. Во-первых, он ближе к Белграду, а противоположный конец нац. парка наоборот находится в глухом тупике. Во-вторых, тут расположена та самая крепость, являющаяся не меньшей достопримечательностью, чем само Джердапское ущелье. Сам посёлок в центральной части довольно приятный, неплохо для сербской провинции обустроен и радует отдельными старыми зданиями:

DSCF1234.JPG

2. На основе собственного опыта, предлагаю следующую стратегию осмотра Джердапа. Надо приехать в Голубац и заночевать тут, благо что хороших и недорогих мест тут хватает. С утра же ехать вдоль Дуная, до городка Кладово, и обратно. Закладывать на этот маршрут менее одного полного дня не советую — будете кусать локти, что не успели что-то посмотреть. Проехав туда-обратно, имеет смысл переночевать в том же Голубаце, а утро следующего дня посвятить осмотру крепости. Получается комфортно и без спешки, а именно она среди мощных скал и неземных пейзажей тут была бы совершенно лишней.

DSCF1238.jpg

3. При всей прилизанности центра Голубаца, благоустроенного явно для множества посещающих его туристов, стоит отойти — и мы увидим небогатую сербскую глубинку. И она тут ещё хуже, чем виденная ранее. Выйдя поутру из гостиницы, сразу вспомнили своё путешествие по Румынии 2012-го года и причину его досрочного прекращения. В Голубаце, как и, к сожалению, во всем нац. парке Джердап, — огромное количество мусора и одного из важнейших символов Румынии — ободранных бродячих собак.

DSCF1247.jpg

4. Последние, не стесняясь, оккупировали благоустроенную набережную и детские площадки. И того и другого тут заметно больше, чем в других районах Сербии. При том, согласно статистике, подавляющая доля населения тут — сербы, а транспортное сообщение с соседней страной представлено одной-единственной дамбой на несколько сотен километров, и бойкого трансграничного движения тут особо не наблюдается. Тем не менее, румынский колорит ощущается тут уже в полной мере.

DSCF1275.jpg

5. Начинать осмотр Джердапского ущелья можно и нужно с голубацкой набережной. С неё открывается прекрасный вид на «вход» в него — место, где широкий и спокойный Дунай упирается в узенький проток между скал. Это идеальное место для стратегического контроля за дунайским водным путём. В древности за это ущелье пролилось немало крови и упало немало рыцарских голов самых разных государственных и национальных принадлежностей. Джердапское ущелье называют также «Железными воротами». Название вполне понятное и обоснованное — кто владеет «Железными воротами», тот может «запереть» их, закрыв путь в низовья Дуная и в Чёрное море.

DSCF1242.jpg

6. Неудивительно, что именно в этом месте и стоит мощная крепость. Проплыть мимо, не заплатив мзду или не получив ядро в борт, практически невозможно. Но, как я понимаю, название «Железные ворота» в узком смысле применяется не ко всему ущелью и не ко входу в него, где стоит крепость, а к поистине фантастическому месту примерно в его середине, куда мы доберёмся чуть ниже.

DSCF1260.jpg

7. Увидев замок и «ворота» ущелья издалека, логично подъехать посмотреть поближе. Дорога проходит вплотную к скальной породе, которая местами даже нависает над ней:

DSCF1289.jpg

8. Любопытный факт: формально, Румынии на фотографиях в этом посте даже больше, чем Сербии, ибо при нахождении на сербском берегу и фотографировании Дуная, в кадр попадает преимущественно территория по другую сторону реки, т.е. румынская. Вот и ветряки с этого кадра находятся уже там, в Евросоюзе. Но при том, не в Шенгенской зоне, ведь Румыния вместе с Болгарией в неё не входят!

DSCF1298.jpg

9. И село Коронини, которое мы видим, — румынское:

DSCF1300.jpg

10. Нам очень повезло приехать сюда в октябре 2019-го — Голубацкую крепость всего полгода как открыли после капитальной всеобъемлющей реконструкции. Сложно в это поверить, глядя на этот кадр, но ещё три года назад автодорога проходила прямо сквозь неё, сразу через несколько стен и ворот. Сейчас они частично заложены, это видно на фото. Особенно «весело» было фурам, которые едва втискивались в узкий пролёт и своим медленным прохождением этого участка создавали пробки. Конечно же, траффик медленно разрушал средневековую постройку, да и риск того, что кто-нибудь просто влетит в стену и разобьёт её, был велик. В 2017-м открыли новый тоннель, который умудрились продолбить в скале прямо под крепостью, не повредив её:

DSCF1320.jpg

11. Но далеко не только одна дорога тут была проблемой. Сама крепость была заброшенной, а верхние её башни просто заросли. Сейчас тут всё с иголочки — газон, дорожки, туалеты, новенький визит-центр. Сама крепость чистая и аккуратная, но не выглядит новоделом, как бывает иногда у нас после не очень удачных реставраций:

DSCF1851.jpg

12. В нём, конечно же, продаются сувениры, всякие буклеты с историей и билеты внутрь. Они предлагаются, по-моему, трёх или четырёх типов, в зависимости от сложности. Дело в том, что даже после реконструкции, со всей этой инфраструктурой, погулять тут типичным зевакой-туристом, вальяжной походкой и с фотоаппаратом наперевес, можно только по нижнему ярусу. Это и есть первый уровень сложности, самый дешёвый. Каждый следующий предполагает посещение всё более высоких башен, а также всё большую физическую подготовку и риск. Оборудованных дорожек и лестниц там особо нет. Самый дорогой уровень, предполагающий полный осмотр, требует едва ли не расписки в принятии на себя ответственности за жизнь и здоровье. Нам с двухлетним ребёнком муки выбора не грозили — какой-либо билет, кроме самого базового, просто не продали бы. Но и жалеть, положа руку на сердце, не приходится. Лучшее здесь — это вид на крепость со стороны, и его можно получить вообще бесплатно и в неограниченных количествах (кроме понедельника, когда комплекс закрыт):

DSCF1844.jpg

13. Внутри всё те же башни, только изблизи. Ввиду довольно специфической планировки этой крепости, в тесных коридорах между стенами виды не слишком впечатляющие и общему плану сильно проигрывают. К слову, арка, которую видно в стене между двумя башнями, до постройки нового тоннеля пропускала весь автомобильный поток. Сейчас о трассе внутри крепости ничего не напоминает — реконструкцию провели очень тщательно.

DSCF1905.JPG

14. Форма крепости тут такая необычная не просто так. Как я уже говорил выше, за возможность контроля, да и просто прохода через Железные Ворота, дрались все кому не лень. Считается, что крепость появилась в XIV-м веке и выдержала более ста нападений. Но, впрочем, и хозяева тут менялись неоднократно. Основной антагонизм тут был, конечно, между османами с одной стороны и то венграми, то сербами, то болгарами с другой.

DSCF1898.JPG
15. Любопытно, что для контроля над входом в ущелье хозяевам мощной крепости просто стратегически удачного положения казалось мало — между берегами Дуная натягивали ещё и прочный канат. На сегодняшний день, после такой качественной и тщательной реконструкции, Голубацкая крепость, пожалуй, — второе после Калемегдана по своему туристическому потенциалу сооружение подобного рода в Сербии. Местные власти это отлично понимают и всячески раскручивают это направление. Тем более, она хороша не только сама по себе, но и как элемент маршрута по национальному парку.

DSCF1879.jpg

16. Крепость пытаются чем-то наполнить, дабы стоимость входного билета была хоть как-то оправдана. В одном из помещений организован выставочный зал, в котором при нас была небольшая экспозиция на тему чего-то типа древней сербской письменности, в подробности не вдавался. Экспонатов пока мало, они не слишком интересные, всё больше пустое пространство. Но технически зал сделан стильно и современно, со всякими интерактивными гаджетами и панорамным окном на разлив Дуная. Многочисленные плакаты и таблички сообщают, что в реконструкцию вложился Евросоюз. Эта информация тут на подкорку печатается гораздо активнее, чем содержание выставки. Чего не отнять, создавать себе положительный образ в ЕС умеют. Нашим бы стоило поучиться.

DSCF1960.JPG

17. Напротив крепости у (или в?) скале — непонятное заброшенное сооружение. Породу что ли добывали?

DSCF1311.jpg

18. Проехав крепость, стоит оглянуться назад. Тут мы уже видим относительно узкий Дунай, «вход» в ущелье с обратной стороны и Голубацкую крепость, стерегущую этот вход. Но если приглядеться, то напротив неё можно увидеть нечто интересное и на румынском берегу:

DSCF1326.jpg

19. Да! Это тоже крепость, только в руинированном состоянии. Называется она «Ladislau», если по-румынски, или «Lászlóvára», если по-венгерски. Её история ещё более туманна. Вроде как построили её на сто лет позже Голубацкой, а вот когда её порушили, вообще никто не знает. Использовалась то для нападений на соседку, то для совместной с ней охраны ущелья, когда обе крепости входили в одно государство. Любопытно, что крепость в не входящей в ЕС Сербии шикарно отреставрирована на деньги того самого ЕС, а напротив, на территории ЕС, стоит крепость в руинах. Напоминает некоторые советские геополитические кульбиты. Интересно, как румыны к этому относятся? Хотя, памятуя наше румынское путешествие, думается, что им просто всё равно. А вот венгры, кстати, считают её исторически своей, как и значительную долю территорий сегодняшних Сербии и Румынии. Модель этой крепости (в неразрушенном состоянии, конечно) даже в каком-то тематическом парке в Венгрии имеется.

DSCF1331.jpg

20. Надо сказать, что нац. парк «Джердап» не выглядит очень удобным для посещения и осмотра. По большому счёту, тут есть только дорога вдоль реки и пара площадок с «грибками». И много мусора. Остро не хватает продуманных стоянок и смотровых. Насладиться видами и сделать фото тут очень непросто. Это резко контрастирует с «Тарой», где всевозможные маршруты и инфраструктура на очень высоком уровне. И в этой связи хочется сказать, что Сербия очень неоднородна. Каждый приграничный регион немного похож на свою сопредельную страну, и оттого между собой они отличаются. А учитывая размеры Сербии, здесь половина страны — приграничные регионы, плюс небольшой центр.

DSCF1364.jpg

21. Вот как раз та самая чумазая площадка с «грибками». Она сама-то по себе не ахти, но к ней и свернуть легально нельзя — сплошная почти на всём протяжении пути, кроме редких поворотов. Поэтому фотогеничный маршрут тут — из Кладово в Голубац, а не наоборот. Так что на пути «туда» разумнее просто наслаждаться видами и примечать интересные места, а остановки для релакса и фотосессий устраивать на пути обратном.

DSCF1417.jpg

22. Статус нац. парка не уберегает эту территорию от добычи и промышленности. Копают и производят тут на удивление бодро:

DSCF1378.jpg

23. Мимо пролетают немногочисленные сербские сёла и даже один крохотный городок Доньи-Милановац (вернее, «городское поселение»: городами тут только региональные центры называют). Он считается административным центром нац. парка, хотя роль главного туристического узла тут явно играет Голубац, ввиду своего расположения и наличия крепости.

DSCF1409.jpg

24. «Железные ворота» образованы не чем-нибудь, а максимальным сближением двух горных систем — Карпат и Балкан.

DSCF1424.jpg

25. Дунай же в данном случае является границей между ними:

DSCF1421.jpg

26. Если напротив Голубаца мы видели румынское село и поле с ветряками, то далее, вплоть до основного ущелья «Большой и Малый Казан», т.е. более чем на 50 километров, румынский берег выглядит безжизненным и девственно первозданным. Изредка попадаются какие-то отдельные промышленные постройки, к которым на глаз даже дороги не видно. Выглядят все они заброшенными. Как-то даже не верится, что в густонаселенной и комфортной по климату южной Европе так может быть. Но, если по сути разобраться, это мы тут с комфортом наслаждаемся природой, а с точки зрения как сербского, так и румынского государства, Джердапское ущелье — отдалённое глухое приграничье.

DSCF1431.jpg
27. Одно из немногочисленных мест, куда можно свернуть с дороги, а также где можно увидеть что-то, кроме пейзажей, — археологический комплекс Лепенски-Вир. Здесь нашли следы стоянки древних людей. Датируют примерно 7000-ми годами до н.э. Он расположен на склоне горы между трассой и Дунаем.

DSCF1464.jpg

28. Встречает посетителей небольшая этно-деревня. Не знаю, работает ли тут что-то, или предполагается только снаружи посмотреть, но в октябре тут не было ни души. От неё до непосредственно археологического музея ещё километра полтора надо пройти пешком.

DSCF1456.jpg

29. Музей тут — это, по сути, просто интересной формы павильон, которым накрыли важные раскопки древнего поселения:

DSCF1469.jpg

30. Такой формат музея нам уже встречался, в Бресте, например. Внутри это выглядит вот так:

DSCF1474.JPG

31. В полузаброшенной раковине у этно-деревни живёт такой вот красавец:

DSCF1477.JPG

32. После небольшой прогулки двигаемся дальше.

DSCF1480.jpg

33. На всём протяжении дорога отдаляется от берега Дуная только однажды, на пару километров, чтобы обогнуть особенно неудобную гору:

DSCF1482.jpg

34. Село Свиница на румынском берегу. Село при том сербское, даже название не похоже на румынское. Впрочем, тут всё может быть. Не удивительно ли, что романоязычная Румыния ещё относительно недавно использовала кириллицу, а в их специфическом языке то и дело проскакивают знакомые славянские корни?

DSCF1504.jpg

35. Перед самым узким местом ущелья — довольно широкий разлив:

DSCF1509.jpg

36.

DSCF1534.jpg

37. «Железные ворота» в узком смысле — это два ущелья, Большой и Малый Казан, идущие друг за другом.

DSCF1546.jpg

38. Ширина реки тут уменьшается почти в 20 раз, а глубина, по разным источникам, составляет от 50 до 90 метров. Слышал вроде, что это самый глубокий речной участок во всей Европе.

DSCF1551.jpg

39. Какая тут скорость течения, даже думать не хочется. Для судоходства это место всегда было наиболее проблемным.

DSCF1557.jpg

40. Но и виды тут, конечно, запредельные. Это, пожалуй, самое живописное место всего нац. парка.

DSCF1588.jpg

41. Снимали мы тут на пути как туда, так и обратно, на закате.

DSCF1575.jpg

42. Здесь вполне можно поверить, что оказался в каких-то экзотических краях, где-нибудь в Новой Зеландии. Но это чудо — посреди Европы.

DSCF1684.JPG

43. При желании, из Москвы сюда можно добраться за полдня.

DSCF1791.jpg

44. Ассоциаций с Новой Зеландией, где, как известно, снимали «Властелина Колец», добавляет высеченное в скале лицо Децебала, дакийского (т.е. древнерумынского) царя, воевавшего с римлянами. В фильме тоже было похожее место, Аргонат, — две огромные статуи по берегам реки. Помнится, в Стамбуле у меня с «Властелином Колец» тоже возникало немало аналогий. Видать, история земель, входивших в Османскую империю, и захват Константинополя на Толкина в своё время сильно повлияли. Но здесь эта теория, увы, несостоятельна: лик Децебала — это не послание древних румын потомкам, а новодел, изготовленный в начале 2000-х. Теперь это — крупнейший монумент Европы.

DSCF1562.jpg

45. На румынской стороне — монастырь Мракония:

DSCF1716.jpg

46. На сербской — непонятный шарообразный объект:

DSCF1741.jpg

47. Живописная часть ущелья практически заканчивается после ГЭС «Джердап-1». Это совместная румыно-югославская ГЭС, построенная в конце 60-х не без помощи СССР. Она, в том числе, несколько изменила вид ущелья. Воды стало ещё больше, Дунай расширился, затопив несколько городков и сёл.

DSCF1618.jpg

48. Ниже по течению, почти у болгарской границы, есть ещё ГЭС «Джердап-2» 80-х годов. Это уже далеко за территорией заповедника, умопомрачительных видов там нет, поэтому туда мы не ездили. Первая же ГЭС помимо энергетической функции исполняет роль единственного на сотни километров сухопутного перехода между странами, поэтому тут ещё и пункт пропуска. Соответственно, фотографировать тут нельзя вдвойне. Но эта ГЭС и не слишком живописна. С Угличской, например, не сравнишь.

DSCF1662.jpg

49. Вскоре после ГЭС — городок Кладово. Его проскакиваем мимо, делая пару кадров на ходу. За ГЭС Дунай уже степной и скучный, и можно было бы сюда и не ехать, кабы не одно сооружение.

DSCF1620.jpg

50. Траянов мост, построенный в 103 — 105 годах, считался самым длинным в Римской империи и первым мостом через Дунай. Он строился по указанию императора Траяна для нападения на даков (предков нынешних румын). Римской армии сильно сопротивлялся дакский царь Децебал, тот самый, лик которого высечен в скале в ущелье. В итоге Дакия была завоёвана, а Децебал покончил с собой. Мост сломали сами же римляне менее чем через век, дабы даки не воспользовались им для нападения на них уже в обратную сторону. Долгие столетия от него остаются лишь опоры. И хотя зрелищности тут, прямо скажем, немного, историческую их значимость переоценить сложно:

DSCF1624.jpg

51. На другом берегу виден город Дробета-Турну-Северин. Это самый большой город на всём участке пути вдоль Джердапского ущелья. Более того, в Румынии это региональный центр — столица жудеца Мехединци. Хотя учитывая размер румынских регионов и их количество, у нас он сопоставим скорее с крупным районным центром. Тут видно что-то типа центральной части города — церкви, высокие здания, угадывается что-то наподобие дворца культуры и гостиницы:

DSCF1653.jpg

52. А тут уже — Дробета-Турну-Северин промышленный. Там без конца что-то шумело, лязгало, пыхтело; прямо вдоль Дуная тянется железная дорога, по которой ползут товарняки. Производство тут, судя по всему, работает вовсю:

DSCF1657.jpg

53. Порадовала дорога на румынском берегу в районе ГЭС. Какая-то нескончаемая череда мостов, адаптирующих трассу под складки местности:

DSCF1674.jpg

54. Тут невольно вспомнишь трассу «Джубга — Сочи». Там подобного явно не хватает:

DSCF1677.jpg

55. Параллельно с нами по нац. парку каталась пара немцев на таком вот необычном и шумном Мерседесе. Вид его сначала позабавил, потом несколько напряг. Уж больно напоминает некоторые машины ещё военного времени. Не от дедов ли осталось?

DSCF1772.jpg

56.

DSCF1818.JPG

Вряд ли кто-то будет спорить, что это место — настоящая находка для туризма, и ехать сюда надо при первой возможности. Потрясающая природа, сочетающаяся с живописной крепостью и историческими достопримечательностями, и в то же время — близость цивилизации и удобство перемещения. Для полноценного осмотра полтора дня тут — это минимум. Но вполне обоснованно и задержаться, дабы полюбоваться всем этим сполна. Наш же график толкал нас в дальнейший путь, который лежал в другое сербское приграничье. Очаровательный город Суботица расположен непосредственно у рубежей Венгрии и, как и Джердап, насквозь пропитан культурой сопредельного государства. О Суботице будет следующий рассказ.

kwork




Source link

Напишите комментарий

  • 8 + 2 =