Самарканд, часть 3 (3 января 2020 г.)

Telderi

В третьей части рассказа о Самарканде мы наконец посмотрим наиболее известные достопримечательности его центра — мавзолей пророка Даниила (Дониера), комплекс Шахи-Зинда и, конечно, Регистан. Последний, увы, уже в темноте.

1.

В прошлый раз мы закончили путь у обсерватории Улугбека. Её окружает такая вот застройка — типичный для Самарканда одноэтажный частный сектор, на центральных улицах имеющий приличный вид.

2.

3.

Речка Сиаб (Сийоб) разделяет окраинные районы северной части города и знаменитое городище Афросиаб. Оно же Афрасиаб, Афросийоб или как хотите.

4.

Вдоль речки, к северу от городища, расположен окультуренный сквер.

5.

На другом берегу — обычная махалля.

6.

7.

На склоне горы стоит мавзолей пророка Даниила (Ходжа Дониёр).

8.

По легенде, останки пророка были перевезены в Самарканд Тимуром из иранских Суз.

9.

Гробница почитается как мусульманами, так и христианами и иудеями.

10.

Какие-то пещерные помещения, закрытые для туристов.

11.

12.

Идём дальше на юго-запад. Улица Ислама Каримова (бывшая Ташкентская) рассекает Афросиаб, отделяя собственно городище от еврейского кладбища и мемориального комплекса Шахи-Зинда.

13.

Выглядит Афросиаб, конечно, потрясающе. Именно тут располагалась древняя Мараканда, затем столица государств Саманидов и Караханидов. Город был разрушен в результате монгольского вторжения и на старом месте больше не возрождался, что связано, в частности, с недостатком воды из-за рельефа местности. Новый Самарканд возник к юго-западу от старого.

14.

Интересно, когда археологи тут всё раскопают, будут это место застраивать? Всё не музеефицируешь, слишком уж большая территория. Правда, тут ещё копать и копать.

15.

Подходим к музею истории Самарканда.

16.

Сам музей в это время уже закрывался.

17.

18.

19.

Напротив городища — ворота еврейского кладбища. Напомню, что «бухарские» евреи всегда составляли значительную часть жителей среднеазиатских городов.

20.

Заглянули внутрь.

21.

Через какое-то время проезжая улица превращается в пешеходную, и мы выходим к мечети Хазрет-Хызр.

22.

Современная мечеть построена во второй половине 19 века на месте древней, разрушенной при монгольском завоевании.

23.

Рядом с мечетью, за забором, мавзолей Ислама Каримова.

24.

Виды на город.

25.

Недалеко уже Биби-Ханум.

26.

Но сперва мы немного прошли на восток по улице Шахизинда, которая идёт под горой, где расположено кладбище.

27.

28.

29.

Доходим до самого комплекса мавзолеев Шахи-Зинда.

30.

Комплекс начал возводиться ещё при Караханидах, но от того периода практически ничего не осталось. Нынешние здания относятся в основном к эпохе Тимуридов.

31.

Название «Шахи-Зинда» означает «живой царь» и связано с именем Кусама ибн Аббаса — двоюродного брата пророка Мухаммеда, который во время похода в Среднюю Азию был ранен стрелой, но не погиб, а скрылся в глубине горы, где и живёт по сей день.

32.

Комплекс включает мавзолеи преимущественно женщин — жён и сестёр тимуридских правителей, а также некоторых представителей знати.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

Внутри одной из усыпальниц.

40.

41.

42.

43.

Стремительно темнеет. Покидаем Шахи-Зинда и продолжаем движение на юго-запад.

44.

По пешеходному мостику над дорогой вступаем в пределы «самого центра».

45.

Минуем громаду мечети Биби-Ханум (Биби Ханым, Биби Хоним).

46.

47.

Центральная пешеходная улица Каримова. Дождь, тьма и безлюдье, хотя время было ещё совсем не позднее.

48.

Весь этот район мы более подробно и при свете дня осмотрим завтра, пока только первое знакомство.

49.

Чорсу — торговое здание конца 18 века (тёзка знаменитого ташкентского рынка), ныне здесь музей изобразительных искусств.

50.

И вот мы на самом популярном «открыточном» месте Самарканда — на площади Регистан.

51.

Вообще-то вход туда платный, но мы об этом не знали и прошли так. Видимо, просто зашли с «нужной» стороны.

52.

Знаменитый портал медресе 17 века Шердор («шер» — «лев» или «тигр») с загадочным изображением, весьма популярным в сегодняшнем Узбекистане. Хотя оно и противоречит исламским канонам, по которым, как известно, изображение живых существ не допускается.

53.

54.

Напротив — самое старое в ансамбле медресе Улугбека (1417-1420).

55.

И всё вместе. В центре — самое позднее медресе Тилля-Кари середины 17 века.

56.

Завтра мы сюда вернёмся, а пока движемся в сторону дома.

57.

Буквально напротив Регистана — такая вот обычная городская застройка.

58.

59.

Тигры, «шеры».

60.

Вступаем в пределы «русского города». Это, если правильно помню, городской хокимият (мэрия).

61.

62.

В «русской» части Самарканда вдруг обнаруживается нечто китайское — ворота в узнаваемом стиле и памятник Конфуцию в скверике. Стоит он около государственного университета, символизируя китайское культурное (и не только?) влияние в Средней Азии. Так завершился второй день в Самарканде. Впереди — третий день и заключительный пост об этом городе.

Фотоальбом «ВКонтакте»: https://vk.com/album7216958_272933604

kwork




Source link

Напишите комментарий

  • тринадцать + 15 =