Валаам для россиян (остров Валаам, Ладожское озеро, Республика Карелия)

Telderi

Сразу оговорюсь, что в заголовке этого рассказа нет намека на национализм. Просто пандемия внесла свои суровые коррективы в туристические маршруты и расписания. Коснулось это и острова Валаам в Ладожском озере — центра притяжения паломников и просто туристов из самых разных уголков земли. А в 2020 году — лишь только российских. Что, кстати, принесло несколько удивительных локальных послаблений в работе самых посещаемых объектов острова, о которых собственно говоря, я и собираюсь рассказать.


Существующий много лет подряд запрет фотографировать во внутреннем каре и Спасо-Преображенском соборе делал практически любой рассказ о путешествии на Валаам неполным. В 2020 году табличка с запретом фотографировать интерьеры собора центральной усадьбы острова чудесным образом испарилась.

В этом рассказе мы отправимся к главному собору центральной усадьбы и пройдемся по его нижнему и верхнему храмам, которые разительно отличаются друг от друга.

Но давайте проделаем путь на остров Валаам, название которого в переводе с финского обозначает «высокая земля», а точнее, в его Монастырскую бухту, наиболее привычным большинству путников способом — по воде.

Большие круизные теплоходы не могут войти в Монастырскую бухту ввиду ее малой глубины, и вынуждены швартоваться в Большой Никоновской бухте. Иногда там можно увидеть до пяти трёх-четырёх-палубных теплоходов. Но не в этом году…

Поэтому туристов пересаживают на небольшие суда, и примерно за 30 минут, включающие выход в открытое озеро, с ветерком доставляют до центральной усадьбы.

К счастью, для судов на подводных крыльях малая глубина не помеха, и поэтому не удивляйтесь, если встретите их, заходящих из Ладожского озера прямо в Монастырскую бухту. Несмотря на почтенный возраст (время постройки — 80е годы прошлого века), «Метеоры» прекрасно справляются с возложенными на них обязанностями по перевозке туристов и паломников по сегодняшний день.

Прибывающих водным путем путешественников на левой оконечности Монастырской бухты на Николаевском острове встречает небольшой, но архитектурно безупречный скит Николая Чудотворца.

Выбор данного святого не случаен. Святой Николай испокон веков считался покровителем путешественников, а поскольку попасть на остров, миновав Ладожское озеро можно только по воздуху… Интересно, что до постройки храма по проекту А. М. Горностаева в 1853 году, часовня на Николаевском острове использовалась как маяк — в тёмные ночи на её вершине зажигали большой фонарь.

Шторма на Ладожском озере — частые гости. Мало того, что озеро самое большое в Европе, так у него еще из-за природных особенностей весьма капризный характер. Транспортное сообщение с островом в 19 веке сильно осложнялась тем фактом, что страховые компании отказывались заключать контракты с судами, следующих через Ладогу — процент страховых случаев был слишком высок.

С определенной точки обзора скит Николая Чудотворца и колокольня Спасо-Преображеского собора создают единый архитектурный ансамбль. Если к этой комбинации прилагается голубое небо, то картинка получается незабываемая.

Путешественник, сошедший с теплохода на причал Монастырской бухте, оказывается у подножия 30-метровой горы Фавор. Если её название показалось вам подозрительно знакомым, не удивляйтесь — на Валааме много заимствованного со Святой земли, причем внешне зачастую совсем непохожего. Но так в своё время было модно, и с этим мы живем поныне.

Остров Валаам, как и весь Валаамский архипелаг, состоящий их 50 островов, внешне похож на большинство карельских островов. Но острова архипелага вулканического происхождения, возрастом порядка 1,8 млрд.лет, состоят не из знакомого всем карельского гранита, а из габбро-диабаза — вулканической породы, на первый взгляд, похожей на гранит, но совсем другой по физическим свойствам.

Во-первых, габбро-диабаз легко трескается и крошится, и посему не пригоден для строительства. Но даже пренебречь его сомнительными строительными качествами, и выстроить из него жилище, летом в нем будет жарко и сыро, а зимой холодно и… тоже сыро. Гигроскопичность камня не выдерживает никакой критики. На этом обожглись монахи, которые пытались строить из местного камня свои кельи. Так и пришлось на острове строить свой кирпичный заводик, а гранит возить с других островов и с побережья. Монументальные гранитные элементы отделки фасада Спасо-Преображеского собора — все привозные.

Сегодня единственное заметное рукотворное сооружение из габбро-диабаза на Валааме — это памятная стела, расположенная неподалеку от главной усадьбы, на которой начертаны имена августейших особ, посетивших остров. Начинается список с Петра I, но никаких документальных свидетельств о том, что первый российский император бывал здесь, в летописях нет. А вот Александр I (как простой странник) и Александр II (с семьей и пышной свитой) на острове точно были. В честь последнего визита в 1862 году на горе Фавор была построена часовня из серого мрамора, в которой можно увидеть икону Божьей Матери «Знамение».

В 2020 году наконец-то завершился ремонт «Зимней гостиницы», в которой традиционно останавливались паломники всех калибров, включая Императора со свитой.

Год назад гостиница стояла в строительных лесах — 1 мая 2016 года в ней произошёл сильный пожар, и для расселения приезжающих на остров паломников и гостей монастыря в Монастырскую бухту был прислан трехпалубный теплоход «Адмирал Кузнецов».

В 2020 году его на причале уже не было.

Неподалеку от главного входа в центральную усадьбу находится еще один памятник. На сей раз вполне классический, на нормальном гранитном постаменте. Это памятник Андрею Первозванному российско-украинского производства, датированный 21 веком. Несмотря на то что он установлен на месте, которое «пусто не бывает», и где во времена СССР стоял В.И.Ленин, историческая достоверность присутствия А.Первозванного на Валааме еще менее доказуема, чем визит Петра 1.

И так повсюду на острове. У многих реальных объектов Валаамской обители настолько долгая история, что начала уже никто не знает.

Так что я буду придерживаться официальной трактовки монастырской истории, которая согласно летописям, ведет свой отсчет с 960 года, когда два странствующих инока, Сергий и Герман основали на острове обитель. Несмотря на то, что в современных текстах отцов-основателей монастыря именуют «чудотворцами», никаких рукописных свидетельств их удивительных деяний до нас не дошло. Видимо, сам факт основания монастыря в столь далеком и труднодоступном месте уже можно по факту считать настоящим чудом. Лики Сергия и Германа вкупе с вышеупомянутым Андреем (Первозванным) украшают парадный вход во внешний (более поздний по времени строительства) периметр центральной усадьбы Спасо-Преображенского собора.

Центральная усадьба представляет собою два каре (замкнутых периметра), образованных двух и трехэтажными жилыми и хозяйственными корпусами, расположенными один внутри другого.

Миновав внутренний двор мы ступаем на территорию самого святого места Валаама.

Спасо-Преображенский собор был задуман в XIX веке игуменом Дамаскином, которого называют Петром I Валаама (по личному вкладу в развитие монастыря и инфраструктуры острова), но достроен уже его приемником — Ионафаном II.

В 1852 году за дело взялся архитектор А. М. Горностаев. Строительный план был завершен, но через 10 лет архитектор умер, и строительство началось лишь при игумене Ионафане II. Новый проект заказали зодчему А. Я. Силину. Собор, в виде, дошедший до наших дней, строился совместно с архитектором Г.И. Карповым и зодчим Н. Д. Прокофьевым. Строительство было завершено в 1892 году. Архитекторы отмечают влияние всех архитектурных проектов в финальном облике собора, а посему единодушно относят его к эклектике.

Особенностью архитектурного решения собора является сочетание красных кирпичных стен с белыми оштукатуренными архитектурными деталями и элементами, выполненными из черного, красного и серого гранита. Венчающий карниз украшен «сухариками» и рядом, выложенным из кирпича, поставленного на ребро.

Приковывают к себе внимание белые декоративные кресты, выступающие из плоскости кладки стен. Если внимательно посмотреть на фасад, там есть и кресты черного цвета, не столь сильно бросающиеся в глаза.

Колокольня собора завершается стройным шатром с главкой на барабане и золоченым шаром с крестом. Вход в собор оформлен крестовым кирпичным сводом, опирающимся на две колонны сложного профиля и две полуколонны из красного полированного гранита.

Контрастные по цвету нижние объемы храма (серый цоколь, красные кирпичные фасады и черные полированные колонны) завершаются сияющими белизной барабанами и небесно-голубым колером куполов с золотыми крестами. Образ храма, названного во имя Преображения Господня, поставленного на самой высокой точке острова, символизировал собой преображение страстной человеческой природы при постепенном восхождении к Богу.

20 век был для Валаама очень неспокойным. Началась Первая мировая война и жизнь на острове пришла в упадок. В 1923 году вновь восстановленная обитель перешла на григорианский календарный стиль, что привело к внутреннему расколу в монастыре. 19 марта 1940 года Валаам, недолго бывший территорией Финляндии, вновь был присоединен к России. Монахи обители приняли решение уехать в Финляндию, захватив с собой практически все основные святыни, и обосновали там новый Валаамский монастырь.

В центре внутреннего каре высится Спасо-Преображенский собор, устремленный к небу своей 72-метровой колокольней. Теперь настало время попасть внутрь. Напомню, что фото-видеосъемка на протяжении прошлых лет во внутреннем каре были строго запрещены, и невозможность этого процесса строго контролировалось сотрудниками монастырской службы безопасности Валаама.

Нижний храм собора был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, «Валаамских чудотворцев». Он построен в греческом стиле, так как основатели монастыря, как считают историки, пришли на Русь из Византии. Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось. К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать первозданный облик церкви.

Сейчас внутри собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских, над местом упокоения коих висит одна из двух икон авторства иеромонаха Алипия («Деисус с предстоящими преподобными Сергием и Германом»), чудом сохранившихся в монастыре после эмиграции братии в Финляндию. Вторая венчает иконостас верхнего храма, с которым я познакомлю вас позже.

Также в нижнем храме собора хранятся мощи преподобного Антипа Афонского и находится чудотворная икона Валаамской Божией Матери, один из самых почитаемых валаамских образов. Это точная копия иконы, выполненная в 1900 году, автором, отцом Алипием или его ближайшими учениками.

Уменьшенная копия иконы, который вы видите на фото, была написана в 2005 году специально для космической миссии: с 8 сентября по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз», а затем вернулась на остров Валаам.

Несколько лет назад Валаамская Божия Матерь, в живописной версии парящая на облаке, была отлита в металле, и без полета в космос благополучно украсила территорию подле центрального собора. На мой неискушенный взгляд, спорный по исполнению проект. Металлическое облако в процессе литья утратило свой воздушную сущность и стало мало похожим на облако.

Но настало время покинуть храм нижний, и отправиться в храм верхний.

В отличие от помещений первого этажа, в которых остро ощущается нехватка естественного освещения (зимний храм, где вопрос теплосбережения в приоритете), верхний храм являет им полную противоположность.

Свет льется и из высоких перспективных окон, и из проемов централь¬ного барабана. Эту часть собора называют «мессионерской». Каждый, путник, входящий под его своды, не может остаться равнодушным от великолепия красок, света и объёма.

Собор производил неизгладимое впечатление на всех, кто его посещал: «… Храм этот – краса и гордость Валаамской обители. Высокий, светлый, величественный, содержимый в замечательной чистоте, что очень редко наблюдается в мужских монастырях. Ни на стенах, ни на колоннах нет местечка, которое не было бы расписано, или не покрыто каким-нибудь красивым орнаментом или виньеткой. Всюду видны изящество, вкус и полная гармония красок: все краски светлые, нежные, не бьющие в глаза. Картины – копии с картин знаменитых художников – изображают священные события из жизни Господа Иисуса Христа, Божией Матери, а также святителей, преподобных и ангелов. Фон золотой, что придает еще более радостный и веселый вид этому чудному храму, – писал священник А. Ваучский в 1909 году в книге «Поездка на Валаам: впечатления и воспоминания».

Проемы центрального барабана разделены узкими простенка¬ми, благодаря чему создается впечатление, что огромный, диаметром более 9 метров купол парит над помещением в воздухе.

Всего в верхнем храме 72 картины и 130 изображений святых. Техника живописи Спасо-Преображенского собора оригинальна и редка. Росписи выполнены по сухой штукатурке.

Поверхности стен, столбов, сводов и арок грунтовались трижды: первый слой грунта гипсовый с добавлением восковой эмульсии, второй слой — известково-гипсовый, третий — гипсовый с добавлением клея. Кроме того, между слоями грунта выполнялась промазка поверхности клеем. Применялся осетровый клей с добавлением меда в качестве пластификатора. По этому сложному грунту накладывался слой воско-клеевых красок.

Все живописные работы в оригинале выполнялись монахами и послушниками под руководством художников-иеромонахов Алипия (Константинова) и Луки (Богданова) и петербургского художника В. Л. Бондарева.

Сюжетные композиции преимущественно выполнялись Лукой и его 40 учениками, одноконтурные композиции — Алипием и его 10 учениками.

При написании сюжетных композиций местные живописцы использовали графический и иллюстративный материал таких художников, как Тициан, Рафаэль, Доре и др.

В центе верхнего яруса иконостаса верхнего храма — вторая из сохранившихся на Валааме икон, написанных иеромонахом Алипием — «Господь Саваоф».

К сожалению, период запустения, в котором находился собор после Второй мировой войны, привел к утрате практически всех живописных поверхностей. В помещениях церкви располагалась школа юнг, а позднее — дом инвалидов. Реставрация верхнего храма и его росписей была произведена по сохранившимся фотографиям.

kwork




Source link

Напишите комментарий

  • 14 + десять =